Жанр:Arcade Разработчик: Valve Software Издатель: Valve Software Издатель в России: Buka Entertainment Официальный сайт:www.thinkwithportals.com
Доступные платформы и даты выхода:
Дата выхода на PC:
19.04.2011
Дата выхода на PlayStation 3:
19.04.2011
Дата выхода на Xbox 360:
19.04.2011
Минимальные системные требования:
Процессор: Pentium 4 с тактовой частотой 3 GHz или двухъядерный от Intel с тактовой частотой 2 GHz или AMD64X2 (или лучше)
Оперативная память: 2 GB
Видеокарта: не менее 128 MB видеопамяти, совместимая с DirectX
9.0 и поддержкой технологии Pixel Shader 2.0b (ATI Radeon X800 или
лучше / NVIDIA GeForce 7600 или лучше / Intel HD Graphics 2000 или
лучше).
Свободное место на жестком диске: 7.6 GB
G-Man не появится в конце туннеля. Макушка Фримана не промелькнет в
соседнем окне. Борей не покажется на горизонте даже в качестве миража –
на него разве что намекнет пасхалка. И только Кейв Джонсон однажды
заговорится и обрушится с проклятиями на Черную Мезу. Больше ничто не
скажет о принадлежности этой игры к вселенной Half-Life. Наоборот, превратив эксцентричного Джонсона в ходячий анекдот, отдав больше половины сценария под шутки, Valve даже немного отдалила Portal от мира всяких вортигонтов и монтировок. Но, пожалуй, это самое незначительное изменение второй части.
наука
РАССКАЗЫВАТЬ
Хохмы сыплются в поразительном количестве. ГЛэДОС, Уитли и веселый
покойник Джонсон большую часть времени разговаривают только ими. Шутят
зло, иронично, по-английски, подкалывают, каламбурят, играют словами и
парадоксами. Причем большинство шуток настолько зависят от правильных
интонаций да пауз, что неумолимо портятся в русской локализации.
Переводчики и актеры, бесспорно, стараются. Дай бог всем так работать,
как они. Но это тот случай, когда оригинальную озвучку подменить нельзя
никак.
Голоса тем еще важны, что в мире Portal по-прежнему разговаривают
лишь искусственные интеллекты. Ну, еще и мертвецы, ожившие с помощью
древних аудиозаписей. А тонкости вроде английского произношения (а не
акцента) в русской версии пропадают, разумеется, напрочь.
Челл окунается в бушующий океан звуков, где турели с трепетом что-то
шепчут или грозно кричат, где поют даже энергетические потоки, а между
перелистыванием страниц, легким кашлем, мимолетными фразами и
безразличными командами скрываются чьи-то судьбы.
Valve тем постоянно и отличалась, что старалась меньше объяснять и
больше намекать. Рисовать аккуратными мазками, говоря красиво.
Разработчики оставляли перед носом какие-то символичные вещи, но
истории, скрытые за этими вещами, рассказывали в специальных
комментариях. И то не всегда. Они раскидывали кусочки мозаики, и не
сказать, что это всегда и всем нравилось. К тому же, мозаика ни в одном
случае так и не собралась полностью. С финальными титрами всегда
оставалось множество вопросов, не нашедших ответа. И Portal 2 тоже не избежала этой участи.
Но вот какой казус. С одной стороны – недоговорок достаточно, сценарию
не хватает эпичности, он чересчур забит шутками и вообще какой-то
поверхностный. Любой потенциально трагичный или страшный момент авторы
постоянно смягчают, иронизируют - лишь бы все не перестало быть таким
милым и кавайным. С другой стороны – это лучшая игра Valve в
плане постановки и повествования. Настроение и характеры создаются
посредством освещения, окружения, ситуаций и массы других мелочей.
Каждое действие и кадр выверены. Чувствуется, что каждый пиксель
перерисовывался раз десять, прежде чем стал таким, каким стал. Продумано
все. Блестяще.
И ведь таким трудным путем ведется не одна сюжетная линия, а несколько.
Пускай коротких. И главная из них – вовсе не Челл, за которую как бы
играешь. Ее могут называть «опасной немой сумасшедшей», относиться к
ней, как к Гордону Фриману, она может рушить все и всех побеждать… но
сингл Portal 2 не про нее. А про ГЛэДОС. Ее судьба оказывается
более непредсказуемой, насыщенной проблемами, переменами, и – как итог –
более драматичной. К тому же, только она, похоже, из всего
произошедшего делает какие-то выводы.
наука
ДУМАТЬ
Одиночная кампания оставляет двоякое впечатление. Вроде именно то, что
обещали. Но одновременно – обещали больше! Шести-восьми часов, которые
уходят на первое прохождение, явно не хватает, учитывая, что первая Portal
съедала часа два. Научный комплекс Aperture Science обрел знатные виды,
расцвел красками и деталями. Особенно это касается старой его части,
где еще сохранились ковровые дорожки, брошенные рабочие места, портреты
жизнерадостного Джонсона и агитационные плакаты. В этих обширных руинах
чувствуется дух ретро-фантастики. Здесь не встретить модулей
персональности, врагов или друзей. Тут – мертвая во всех смыслах тишина,
разруха и покой.
Однако до этого атмосферного провисания добираешься к середине кампании.
А прежде чем Челл низвергается в это кладбище амбиций, ГЛэДОС еще
успевает погонять ее по тестовым камерам. Как в старые добрые времена.
Честно говоря, уровни, которые следуют после эффектного вступления и
вплоть до попадания за кулисы, больше напоминают, пардон, ремейк.
Головоломки, конечно, хорошие, некоторые вообще шедевральны. И да, здесь
вручают луч лазера, отражающий куб и многофункциональный световой мост,
но нет ощущения чего-то нового. Это как прямое продолжение вечеринки
2007-го. Дополнительные уровни.
И вот только когда оказываешься за кулисами, начинается, можно сказать, настоящая Portal 2.
Посреди сломанных лестниц, мостов, заштопанных кубов и ржавых лифтов не
сразу находится место обычным головоломкам. Долгое время портальная
пушка и привычные хитрости здесь используются всего лишь для
перемещения. Пока в поле нашего зрения не попадают краски – и тут, как
говорится, все завертелось. Раскрасить все, как в Tag: The Power of Paint,
получается только белым гелем, позволяющим создавать порталы на любой
поверхности. Да и полностью обмазывать локации отталкивающим или
ускоряющим гелями нет особого смысла – задачки от этого быстрее решаться
не станут. Скорее всего.
Как раз с появлением гелей начинается настоящее веселье, а количество
ядреных головоломок увеличивается. На последних уровнях, когда
появляются еще и транспортные воронки, тесты становятся сплошным
интеллектуальным торжеством. Турели пищат и стреляют, разнообразные кубы
скачут и перетаскиваются, лазеры жгут турели, кинетическая энергия
превалирует, воронки вертятся туда и обратно, отгораживающие панели,
кнопки, кнопки, бросание бомб да использование гелей в качестве оружия –
все это собирается под конец в прекрасные, концентрированные задачки.
И всего этого не хватает. Всего – понемногу. Даже тех гелей, не ставших,
как ожидалось, какой-то яркой фишкой. Не глядя на инновационность. В
игре им уделено внимания не больше, чем воронкам, лазерам и тому
подобному. Можно было бы разозлиться из-за этого, разгневаться и съесть
шляпу с криками «Обманули!», если бы не кооператив. Впрочем, он же и
явный виновник скоротечности сингла.
наука
ПОНИМАТЬ
Насчет «второй сюжетной кампании» Valve, конечно, слукавила.
Мягко говоря. Несмотря на то, что прохождение всех миссий кооператива
занимает не меньше времени, чем в «одиночке», сюжета тут на одно
предложение. Два испытательных робота идут спасать людей. Все. Долгая
дорога к законсервированным человекам сопровождается вялыми
комментариями ГЛэДОС и заканчивается красивым, фонтанирующим счастьем
роликом… ни о чем. Не так должны заканчиваться подобные путешествия.
Впрочем, получаемый фан перевешивает все. В первых главах (из пяти) его
относительно немного, решения задачек более-менее очевидны и не требуют
серьезной координации действий. Бегайте, смешно погибайте и
рассматривайте товарищей, летайте через порталы друг друга – все легко,
забавно и динамично.
Но чем дальше – тем требовательней оказываются тесты. И тем больше
удовольствия они приносят. Без понимания между игроками до конца не
дойти. Скоро уже не обойтись без таймеров, чтобы одновременно сделать
какие-нибудь действия. Постоянно приходится тыкать всюду указкой и
поглядывать в специальное окно: на что смотрит друг? Чаще нужно
действовать слаженно, по часам. Многие головоломки основаны на том,
чтобы один игрок бегал и вовремя нажимал нужные кнопки, а другой –
летал, скользил, подхватывал кубы и кувыркался в калейдоскопе порталов.
Последние уровни, с транспортными воронками и гелями, столь громоздки,
что достаточно прислушаться, и слышно, как скрипят мозги напарника. И
пускай часто выходит, что искались сложные пути, а на деле решение
оказывалось проще, потеря времени гарантирована, лютый восторг по
завершению – тоже.
А чтоб все не переругались в процессе, дизайнеры наплодили низких
дверных косяков, о которые постоянно бьешься головой, и дали
возможность…. тискаться. Отрывать головы и дружно ржать над этим. Мило,
любя обниматься. Махать ручкой. Играть в «Камень, ножницы, бумага». Уже
не говоря про кучу достижений за всякие шалости. И про магазин шляпок.
Впрочем, не только шляпок, но также флажков, очков, текстур и даже
фэйспалмов. Учитывая невысокую реиграбельность кооператива, остается
только уважительно улыбнуться такой несокрушимой любви к деньгам.
наука
УДИВЛЯТЬ
Много головоломок. Больших, средних, миниатюрных, забавных, вызывающих,
простых, сложных, многоступенчатых, олдскульных, посредственных, почти
гениальных, трудоемких, хитрых и с розовыми сердечками. Этого
разнообразия у Portal 2 не отнять, а игнорировать – смешно. И
столь же трудно отрицать, что кооператив впечатляет больше, чем
одиночная кампания, на которую все же возлагались большие надежды. Но
даже не потому, что она масштабом не вышла или чем-то еще, а потому, что
не предлагает ничего принципиально нового. Прорыва не получилось.
Неправы те, кто говорит, что нельзя войти в одну реку дважды. Нужно лишь
принять смелое решение – прыгнуть выше головы. А Valve, кажется, начала забывать, что значат риск и амбиции.
Плюсы: кооператив; отличные головоломки; оригинальная озвучка;
музыка; постановка; дизайн; проработка персонажей; сценарий; финальный
ролик; много нового. Минусы: коротко; слишком сильный упор на юмор; много недоговорок. Вердикт: две хорошие игры по цене одной отличной.
Уважаемый посетитель,Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не имеют полных функций оставления комментария.